Как устроен процесс IPO?

Рано или поздно для успешных крупных компаний наступает такой момент, когда им требуется дополнительное финансирование на покорение новых высот. Способов получить это финансирование - множество. Одним из самых интересных является размещение акций компании на бирже. Давайте рассмотрим суть этого процесса, какие преимущества он дает компании и к чему ее обязывает.
Зачем?
IPO (Initial Public Offering) – первая публичная продажа акций частной компании (определение взято из Википедии). IPO всегда является крупным событием для компании. В первую очередь оно позволяет ей привлечь дополнительный капитал на развитие. Причем иногда этот капитал исчисляется миллиардами долларов. История знает массу случаев, когда после выхода на IPO компания не только получала необходимое финансирование на развитие, но и делала своих основателей миллиардерами (достаточно вспомнить взлет Google).
Кроме получения финансирования на дальнейшее развитие процедура IPO может служить и некоторым другим целям компании. В частности, это может быть ее защита от поглощения со стороны конкурентов или просто более крупных компаний. Конечно, никто не помешает поглотить и компанию, проведшую первое публичное размещение. Но это будет несколько сложнее и дороже.
Как?
Если говорить о самом процессе первичного размещения акций, то он состоит из нескольких основных этапов. Если упрощенно, то они выглядят так:
1) Анализ ситуации
Выявление сильных и слабых сторон компании. Устранение последних. При этом анализируется не только внутренняя ситуация, но и внешняя: имидж компании, публикации в СМИ, прозрачность. После выхода на IPO компании придется стать гораздо более открытой. Готова ли она к этому? Насколько хорош ее имидж, как СМИ влияют на это? Не смогут ли они негативно повлиять на курс акций компании, тем самым снизив благосостояние инвесторов?
2) Подготовка
На этом этапе происходит подбор юристов, инвестиционных банков, консультантов. Планируются мероприятия по проведению IPO. Составляются все необходимые для проведения операции документы. Кстати говоря, это не самый простой этап, на котором некоторые даже совершили ряд ошибок. Так, известно, что вице-президент «Роснефти» Сергей Алексеев лишился своего поста именно за то, что не смог должным образом подготовить документы к IPO.
Далее создается так называемый инвестиционный меморандум, в котором содержится вся необходимая инвестору информация. Сюда обычно входит цена за акцию, общее количество акций, которые намерена выпустить компания, информация о будущих дивидендах, рассказ о том, на что пойдут вложенные инвесторами  деньги.
После того, как завершены эти работы, компания отправляется в роад-шоу. Обычно на этом этапе ее представители посещают несколько стран или городов, где находятся наиболее крупные и заинтересованные инвесторы. Компания представляет им свое IPO. Это некий рекламный этап, который является очень важным для компании. Именно в это время можно ухватиться за крупных инвесторов. Если все подготовить правильно и привлечь к этой работе соответствующее агентство.
Затем происходит само размещение, сбор заявок на покупку акций со стороны инвесторов, удовлетворение этих заявок. С этого момента акции начинают обращаться на бирже. Если кратко, то это описание основных (глобальных) этапов проведения процедуры первичного размещения акций.Надо понимать, что IPO является достаточно дорогой процедурой. Вот только некоторый перечень затрат компании в это время:
- обычно 5% от вырученных денег с реализации акций уходит организатору размещения;
-солидные деньги уходят на аудит, на консультантов;
- юристы;
- road show;
- типография. Занимается печатью материалов к IPO;
В целом, расходы серьезные, которые могут исчисляться миллионами долларов.
Где?
Проводить размещение можно на разных биржах. Самые суровые правила у самой популярной фондовой биржи – Нью-Йоркской (NYSE). Впрочем, это не мешает некоторым российским компаниями проводить IPO именно там. Кроме того, в нашей стране пользуются популярностью лондонская и российская биржи (что естественно). Размещение в Нью-Йорке очень выгодное занятие для действительно крупных и успешных компаний, которые хотят получить от IPO максимум. Но в таком случае нужно быть готовыми ко многим сложностям, сопровождающим это размещение. Нужно иметь действительно хорошую управленческую структуру, включая независимых директоров в совете.
Если обратиться к статистике, то можно увидеть, что за 2006 год было проведено 1729 IPO. На общую сумму в 247 миллиарда долларов. В 2007 году показатели были несколько выше (они составили 322,8 миллиарда долларов), а вот в 2008 резко снизились (около 100 миллиардов долларов). Причиной повального отказа от IPO стала нестабильная экономическая обстановка. Кризис серьезно повлиял на желание компаний привлечь дополнительный капитал. В том числе и на двух российских гигантов – Яндекс и Mail.ru.
Вот что по этому поводу говорит старший аналитик CenterInvest Group Владимир Рожанковский: «По моим данным, начиная со второй половины 2008 года более 85% намеченных российских IPO были отменены или провалены. Одно из знаковых событий - неразмещение акций российского агрохимического холдинга "Акрон" в Лондоне.
Я вижу, что колоссальная волна отмен IPO прошлась по бирже NASDAQ в США. В лучшие времена бума технологических компаний начала тысячелетия индийские свежеинкорпорированные фирмы буквально "пачками" подавали applications на внебиржевой листинг в США. Сейчас индийские компании такими же объемными "пачками" отзывают свои заявки на вступление в листинг. Что касается слияний и поглощений, то два наиболее заметных провала - это несостоявшиеся покупки компании Yahoo! компьютерным гигантом Microsoft, а также несостоявшаяся покупка австралийского майнера Rio Tinto флагманом металлургии BHP Billiton. Как говорится, с фактами не поспоришь!
Отвечая на вопрос, какое влияние окажет снижение объемов рынков IPO и M&A на реальную экономику, могу заметить, что (по крайней мере, это утверждение справедливо применительно к российским компаниям) речь идет об аннулировании официальных планов дорогостоящих IPO и кредитоемких M&A's, но никоим образом не о потере "аппетита" к "бархатным" поглощениям путем выкупа с рынка подешевевших акций. Я думаю, те, кто хочет продаться, и при этом у них есть какой-то бизнес, непременно найдут своих покупателей по какой-то N-ной цене за долю или акцию. Что же касается того тотального "фандрэйзинга" под условным названием "IPO", который царил на рынке в первой половине 2000-х, то с ним, похоже, придется попрощаться надолго: Money for Nothing сейчас вышли из моды. Что стало модно? Размещать облигации со значительной премией к своей рисковой категории, а также "дружить" с правительственными финансовыми институтами...» (Комментарии.ру)
Обязанности и проблемы
После выхода на IPO деятельность компании становится гораздо более прозрачной. Теперь она будет выпускать открытые финансовые отчеты, распространяющиеся по миру в СМИ. Очень важен имидж такой компании. Любое негативное или спорное утверждение в СМИ может привести к тому, что акции компании полетят вниз, а это повлечет за собой потерю денег со стороны акционеров.
Да и вообще компания начинает очень сильно зависеть от своих акционеров. И от внешней обстановки. Некоторым это не нравится. Так, основатель конгломерата Virgin Ричард Брэнсон оказался разочарован выходом своей компании на IPO, и просто приватизировал ее, скупив все акции. Сегодня Virgin уникальна тем, что такая крупная компания не является публичной. Понять Брэнсона в этой ситуации можно. Его стиль управления уникален. Вряд ли он смог бы столь же эффективно вести дела Virgin, если бы ему пришлось постоянно советоваться с акционерами.
Если говорить о внешней среде, то сразу же вспоминается история с компанией «Мечел», когда премьер-министр России Владимир Путин сделал несколько резких высказываний в сторону компании. Этого хватило для того, чтобы обрушить ее акции. Пострадали и независимы акционеры, вложившиеся в российский бизнес.
Тем не менее, в России всех этих проблем не боятся (или не боялись раньше). По крайней мере, уже достаточно большое количество отечественных компаний вышли на IPO. Первым был Вымпелком, который стал торговаться на Йью-Йоркской фондовой бирже в 1996 году. Тогда это было событие. Компания Дмитрия Зимина была новатором. Сегодня многие отечественные компании пережили IPO, включая «МТС», «ВТБ, «Роснефть», «Седьмой континент», «Мечел» и так далее. По большому счету в России до кризиса был в некотором роде бум IPO. Возможно, что в будущем мы вновь выйдем на этот уровень (хотя  вряд ли это будет скоро).
Если кратко, то именно так выглядит суть процесса IPO. Последним крупнейшим размещением было IPO компании Visa.