О проблеме инсайдерской торговли на фондовом рынке задумались еще во времена Великой депрессии. Все дело в том, что до этого такой вид осуществления сделок на американском фондовом рынке был абсолютно легален. Все изменилось в 1934 году, когда был принят так называемый закон Пекоры, согласно которому инсайдерская торговля была запрещена.
Зачем это было сделано?
Ну, во-первых, инсайдерская торговля вносит определенный дисбаланс в функционирование самого рынка. Одним из главных его условий является то, что все инвесторы находятся в равном положении. Наличие же инсайдеров это равенство разбивает. До времен Великой депрессии многие крупные акционеры использовали инсайды в своих целях. Для того чтобы стало более понятно о чем идет речь, приведу практический пример (абстрактный).
Представим, что у нас есть нефтяная компания. В один прекрасный день она находит новые места для добычи нефти, которые могут кардинальным образом изменить ее доход и все будущее. Очевидно, что после того, как в компании объявят о нахождении новых залежей нефти, ее акции взлетят вверх.
Предположим, что руководство и некоторые сотрудники уже знаю об этом месторождении. Тогда они могут начать активно скупать акции компании по текущей цене, передать эту информации некоторым инвесторам (естественно, за вознаграждение). Грубо говоря, они могут начать скупать акции компании по текущей цене, зная, что уже скоро она взлетит вверх. И все это возможно только благодаря тому, что они владеют некой информацией, не доступной для окружающих. Для других участников фондового рынка. Это типичный пример инсайдерской торговли.
Итак, в 1934 году инсайдерская торговля была запрещена на американском фондовом рынке. Тем не менее, это не положило конец подобным сделкам. Они совершаются даже сегодня. В течение примерно 30 лет после принятия закона Пекоры он по сути дела не исполнялся. Первое реально громкое дело об инсайдерской торговле всплыло в 1968 (по некоторым другим данным это произошло в 1964) году. Это было дело компании Texas Gulf Sulphur. В этом году инженеры компании нашли новые залежи минералов. Об открытии знала небольшая группа людей, включая руководителей компании. Далее вице-президент Texas Gulf Sulphur Чарльз Фогарти приобрел достаточно крупный пакет акций компании по текущей цене. Он отлично понимал, что уже скоро цена акций компании возрастет. На сделке Фогарти заработал около 150 тысяч долларов (по тем временам это была очень большая сумма). Но впоследствии дело всплыло, и над компанией начался суд. Фогарти не поздоровилось. После данного события законодательство в области инсайдерской торговли подверглось определенному пересмотру и было ужесточено.
В конце 70-х годов инсайдерские дела стали все чаще и чаще оказываться в суде. А в 80-е начался настоящий бум по этому поводу. Достаточно вспомнить только знаменитый фильм Оливер Стоуна по этой теме, который вышел как раз в эти годы. Внимание Голливуда не так-то просто заслужить (если кому интересно, то фильм называется «Wall-Street», а главную роль в нем исполнил Майкл Дуглас).
О штрафах замолвим словечко…
Если говорить о штрафах в связи с наказанием в области инсайдерской торговли, то самое жесткое отношение к этому, естественно, в США. В Америке можно даже угодить в тюрьму за такое нарушение. Но в целом штрафы варьируются от 100 тысяч долларов до 1 миллиона для лиц физических. А вот юридическим придется раскошелиться несколько серьезнее – речь идет уже о 2,5 миллионах штрафа. И все это не считая того, что руководителю компании могут запретить на протяжении всей его оставшейся жизни занимать руководящие посты в каких-либо компаниях. Ну и про тюрьму не будем забывать.
При этом интересно то, что правительство старается побудить людей сдавать тех, кто занимается инсайдерской торговлей. Сдав такого гражданина или компанию, вы получите 10% от их штрафа. Согласитесь, что это вполне неплохая мотивация. В целях противодействия инсайдерам в Америке работает специальный орган под названием Security Exchange Commission (SEC). Данный орган может следить за всеми сделками на фондовом рынке при помощи базы данных, в которой содержится информация обо всех сделках. В случае возникновения какой-то информации об инсайдах, SEC может обратиться к базе, чтобы проверить информацию, посмотреть на совершенные сделки.
А вот если говорить о Европе, то тут ситуация несколько проще. Конечно, инсайдерство тоже является штрафом. А с 1989 года здесь введена специальная директива EU Market Abuse Directive, согласной которой все страны Евросоюза должны ввести законы, по которым инсайдеров будут ждать штрафы. Тем не менее, такой же жесткости в отношении них, как и в США здесь нет. В России с инсайдерской торговлей дела обстоят еще хуже, чем в Европе. У нас за это, конечно, тоже карают. Но пока в этом плане мы серьезно отстаем от запада. Впрочем, как и везде, когда дело касается фондового рынка.