Рыночная конкуренция и ее виды


Рыночная конкуренция и ее виды
Соперничество между различными хозяйствующими субъектами на рынке именуется конкуренцией. Ее роль огромна. Благодаря конкуренции предприниматели стремятся предложить покупателям более качественную и совершенную продукцию или услуги, чем у других конкурентов. Пользу от конкуренции ощущают и производители, и потребители. У нее есть и отрицательные стороны. Конкуренция усиливает стихийность и нестабильность в экономике. Из-за данного рыночного явления слабые компании исчезают, а сильные усиливают свои позиции в отрасли.
Рыночная конкуренция и ее виды обладают следующими функциями:
  • выявлением или установлением рыночной стоимости продукции;
  • распределением прибыли, исходя из затрат труда, выравниванием индивидуальных стоимостей;
  • регулированием перелива денежных средств между различными отраслями.
Существуют различные виды конкуренции. За основу экономисты берут различные критерии. Какие же виды выделяют? Этот вопрос стоит рассмотреть более подробно.
Рыночная конкуренция и ее виды в зависимости от различных факторов
В зависимости от исполнения предпосылок конкурентного рыночного равновесия выделяют два вида конкуренции:
  • совершенную;
  • несовершенную.
Конкуренция совершенного типа – борьба на рынке, на котором присутствует огромное количество продавцов и потребителей. Каждый из них занимает маленькую рыночную долю и не может устанавливать собственные условия покупки и продажи продукции, услуг.
Не всегда возможна на рынке совершенная конкуренция. Иногда у отдельных производителей есть возможность контролировать ценовой уровень. Такая конкуренция именуется несовершенной. Ее разновидностями являются монополистическая конкуренция, монополия, а также олигополия.
По масштабам развития выделяют 6 видов конкуренции:
  • индивидуальную;
  • местную;
  • отраслевую;
  • межотраслевую;
  • национальную;
  • глобальную.
По характеру развития выделяют ценовую и неценовую конкуренции. Ценовая разновидность представляет собой борьбу, проводимую за счет понижения цен. При неценовой конкуренции производители совершенствуют свою продукцию, меняют оформление, пытаются привлечь внимание потребителей упаковкой и т. д.
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что перечисленные виды конкуренции являются самыми основными. В экономической литературе можно найти различные классификации по другим критериям.