8 сентября 2013 года в Екатеринбурге в бизнес-отеле «Сенатор» состоялся семинар для представителей IT-компаний, начинающих стартаперов на тему: «Startup.Legal.Basic: Что должен знать стартапер, чтобы основать успешную компанию».
Данный семинар проводился с целью помочь начинающим стартаперам и IT-компаниям разобраться в основах правового регулирования их деятельности.
Ведущие семинара Евгений Дедков, директор Юридической фирмы «Юста Аура», преподаватель кафедры частного права Уральского филиала РАНХиГС при Президенте РФ, практикующий юрист по праву интеллектуальной собственности и Светлана Кололеева, руководитель корпоративной практики и практики по товарным знакам Юридической фирмы «Юста Аура» пошагово объяснили, на что в первую очередь им необходимо обратить внимание как во взаимоотношениях с партнерами по бизнесу, так и с другими членами команды, клиентами, инвесторами.
В рамках мероприятия участникам рассказали об основах корпоративного права (как открыть компанию, как выстроить отношения с инвестором, на что обратить внимание при составлении документов, чтобы ваш партнер не «увел» в последствии весь проект); основах права интеллектуальной собственности (как обезопасить себя при взаимоотношении с дизайнерами, программистами и т.д., как защитить интеллектуальную собственность); основах договорного права (основные типы договоров, правовое значение пользовательского соглашения, техника работы с договорами).
Свое выступление Евгений Дедков начал с примеров конфликтных ситуации из известного фильма «Социальные сети», а также между Apple и Майкрософт. Они показывают, что на самом становлении стартапер сталкивается с решением важных юридических вопросов, связанных с организацией бизнеса.
Создание компании: оформление отношений с партнерами
Как правило, стартаперы – это лица, которые обладают некой идеей, какими-то навыками, у них какой-то проект, которому необходимо привлечение денежных средств, привлечение инвестора. Грамотное решение вопросов корпоративного права является гарантией того, что инвестор не сможет отобрать всю прибыль или интеллектуальные права.
Как пояснила Светлана Кололеева, если стартапер планирует вести бизнес единолично, то можно это делать и в качестве индивидуального предпринимателя. Но если же вы собираетесь начать дело с партнером, то нужно выбирать форму объединения в рамках юридического лица. Это либо общество с ограниченной ответственностью, либо акционерное общество. Но поскольку речь идет о малом бизнесе, то открытое акционерное общество здесь вряд ли приемлемо, а закрытое акционерное общество, возможно, скоро исключат из законодательства.
Первое, с чего необходимо начать, – заключить соглашение о конфиденциальности. На этапе обсуждения уже будут освещаться какие-то идеи, но неизвестно, чем закончатся переговоры. Как подчеркнул Евгений Дедков, еще на стадии становления компании возникает самый главный вопрос: создатель обладает некоей идеей, ему нужны деньги, нужен инвестор, но для того, чтобы получить деньги, он вынужден рассказать суть этой идеи. Поэтому на стадии обсуждения проекта о привлечении инвестора стартаперу перед тем как рассказывать суть своей идеи, рекомендуется заключить соглашение о конфиденциальности, или соглашение о неразглашении коммерческой тайны.
После того, как вы поделились информацией, инвестор заинтересовался проектом, готов вложить средства, то возникает вопрос об организации конкретной компании, корпоративном контроле, кому будет это принадлежать – фирма, все активы, в том числе и интеллектуальная собственность этой фирмы.
Светлана Кололеева советует с самого начала разработать индивидуальные учредительные документы, а не брать образцы из непроверенных источников. С 2009 года уже не требуется заключение учредительного договора, теперь заключается договор о создании общества с ограниченной ответственностью, если в нем двое и более учредителей. Договор о создании или учреждении общества, конечно, определяет только лишь вопросы создания/учреждения на данном этапе.
Наиболее важным является договор об осуществлении прав участников общества с ограниченной ответственностью. Этот договор не является обязательным по законодательству, не является учредительным документом. В данном договоре учредители определяют порядок осуществления их прав, предоставленных законом для обществ с ограниченной ответственностью. Есть два блока вопросов, которые включаются в этот договор. Первый – вопросы, связанные с управлением общества, и второй – вопросы, связанные с долями в уставном капитале общества.
Что касается устава общества с ограниченной ответственностью, то законодательство содержит большое количество диспозитивных норм, то есть какие-то отдельные вопросы могут регулироваться самостоятельно уставом общества. Некоторые вопросы лучше прописать в уставе, нежели руководствоваться теми, которые прописаны в законе. Если инвестор предлагает свою редакцию устава, то нужно обратиться к юристам и проанализировать, что прописано в этом уставе.
Также необходимо обратить внимание на оплату уставного капитала. Для регистрации компании в налоговой инспекции не требуется представлять документы его оплате. Но без оплаты уставного капитала участники не смогут реализовывать свои права: не могут голосовать на общем собрании до тех пор, пока не оплачен уставный капитал, не могут распоряжаться своей долей, даже не может быть распределена прибыль, которая получена компанией. Мы рекомендуем оплачивать уставный капитал до регистрации компании, можно даже не полностью, только 50%, как предусмотрено законом. Оплата физических лиц – на накопительный счет в банке. В дальнейшем, после регистрации компании в налоговой этот накопительный счет, т.е. денежные средства, будут переведены на расчетный счет, а накопительный будет закрыт.
Как корабль назовешь, так он и поплывет:
юридические аспекты подбора названия для стартапа
юридические аспекты подбора названия для стартапа
Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на организационно-правовую норму (ООО) и собственно наименование, которое не может состоять только из слов, указывающих на род деятельности компании. Это важно не только с точки зрения регистрации, то и в дальнейшем с точки зрения исключительных прав и раскрутки этого бренда.
Если наименование не соответствует этим требованиям, то в регистрации юридического лица может быть отказано. В этой связи необходимо проверить два момента: первое – чтобы это не были слова, только указывающие на род деятельности, а второе – необходимо проверить наименование компании по реестру юридических лиц. Это можно сделать на сайте www.nalog.ru.
Если в реестре найдено такое же, тождественное либо сходное наименование, то лучше воздержаться и не регистрировать компанию с таким же названием иначе могут быть самые неблагоприятные правовые последствия.
Регистрируем товарный знак
Следующий этап защиты вашего бренда – регистрация товарного знака. Название должно быть охраноспособно, должно обладать различительной способностью, поскольку основная функция товарного знака – различительная, чтобы потребитель отличал одного производителя услуг от других. Оно никак не должно указывать на вид деятельности, на вид товара, услуги, на его свойства, назначение, не должно носить хвалебный характер: «Самый лучший», «Номер 1» и т.д.
Кроме того, не могут быть зарегистрированы фамилии известных людей в РФ. Исключения: только с согласия этого лица или его наследников. Например, зарегистрирован товарный знак «Высоцкий» для Бизнес-центра «Высоцкий».
Не могут быть зарегистрированы названия, которые противоречат принципам морали и нарушающие общественный порядок. Например, недавно Роспатент отказал в регистрации такого товарного знака, как «Медвепутики» – он носит высмеивающий и негативный характер.
Недавно Роспатент отказал в регистрации товарного знака суши-бара «Шире хари», так как оно не соответствует принципам морали в российском обществе. Харя несет негативный, ругательный оттенок, слово в повседневной лексике не используется. Еще был товарный знак, схожий со свастикой. В его регистрации также отказали.
Мнение экспертов в этой области субъективное – как эксперт Роспатента посчитает, так и будет. Один считает, что противоречит морали, другой – нет. Если посмотреть реестр товарных знаков, то какого-то единообразия вы там не найдете.
Налогообложение стартапов
Кратко хотелось бы коснуться вопроса налогообложения. Для IT-компаний законодательством предусмотрены льготы по налогообложению и по оплате страховых взносов. Если это малый бизнес, мы рекомендуем применять упрощенную систему налогообложения. Бывает два вида упрощенной системы налогообложения: с общего дохода берется 6%, здесь общая ставка, как и для всех юридических лиц, или доходы минус расходы – это второй вид. Здесь предусмотрена пониженная налоговая ставка для IT-компаний – 5%. Эта льготная ставка действует на территории Свердловской области. Налоговым кодексом предусмотрены рамки от 5 до 15% по упрощенной системе налогообложения доходы минус расходы. Но только на территории Свердловской области – 5 %, самый минимальный и наиболее благоприятный режим.
Страховые взносы в последнее время очень животрепещащая тема для предпринимателей. По общему правилу они составляют 34%, но для IT-компаний установлены пониженные ставки. В Пенсионный фонд идет 8%, в Фонд социального страхования – 2 %, в Фонд медицинского страхования – 4%. В сумме страховые взносы в таком случае составляют 14 %.
Во всех случаях, когда возникает правовой конфликт, необходимо обращаться к юристу, вырабатывать некую стратегию, и только потом обращаться в правоохранительные органы, в суд, подытожил Евгений Дедков. Потому что можно самим наломать дров, а именно, спугнуть правонарушителя, утратить какие-то доказательства.